Накануне новогодних праздников в музее «Тульский некрополь» открылась уже третья по счету экспозиция «В Туле. Перед Рождеством».

У этой рождественской выставки «по-некропольски» с предыдущими мало общего. Первые вариации на тему предновогоднего вернисажа – эдакий творческий междусобойчик тульских художников, где от каждого – по полотну. Костяк  же нынешней экспозиции – работы «специального гостя» из Москвы – писателя, журналиста, барда и художника Александра Макаренкова.
Макаренков – готовый объект для научных умозаключений, наверное, ученые могли бы им заинтересоваться. Потому что столько талантов в одной личности сходятся не часто. Его проза – сочные дневниковые тексты, почти безглагольные,  с сюжетами, расползающимися вширь в остановившемся времени и пространстве. Строчки сдобрены упоминанием цветов и оттенков, как кексы изю­мом.

– Разве? – переспрашивает Макаренков. – Я не раз слышал об этом, но сам не замечаю. Видимо, это мое художественное подсознание так себя проявляет…

Живопись Макаренкова, составившая основу «некропольской» выставки, – порядка 20 работ из серии «Люди-птицы». Эти картины, говорит художник, рождаются парами: теплая охристая и холодная в синих тонах. Макаренков написал первую работу из серии семь лет назад и до сих пор продолжает пополнять ее.

С тематикой Рождества «Людей-птиц» роднит налет биб­лейских тем. Почти на каждом полотне ангелы: с исполинскими, вросшими в землю фигурами или ангелы очеловеченные, с простоватыми лицами русских Иванушек и льняными кудрями, крылатые люди  в казенных холщовых рубахах, напоминающие умалишенных, и Христос, держащий крест огромными смуглыми руками тракториста.
В отдельном зале – немного акварелей московского мастера, работающего на резком контрасте с декоративными, сказочными живописными полотнами. Рисунки, писанные акварелью по мокрому, – иллюзорно набухшие, сочащиеся влагой.

Вместе с Александром в Тулу приехала его жена Наталья. Пока народ еще не собрался, она тихо перебирает струны гитары. На официальной части открытия выставки Макаренков исполняет композиции из своего музыкально-поэтического альбома «Impression». Эта пластинка – о художниках.

– Друзья сказали: кроме тебя о них никто не расскажет, – говорит Макаренков. – И я сел писать песни…
Кроме работ художника-барда на «В Туле. Перед Рождеством» – рисунки учеников художественной школы имени Поленова. В них – простые, прозрачные метафоры Рождества.

На подоконнике в выставочном зале лежит книга отзывов. «Отличная экспозиция: тут есть мои рисунки», – выведено детской рукой.

– Мы сделали эту выставку на контрасте между детством и взрослостью и отошли таким образом от былой концепции, – говорит директор музея «Тульский некрополь» Александр Аладин. – Соединив работы взрослого художника и ученические картины, мы поставили акцент на преемственности искусства. Наша выставка – это такая история про Деда Мороза и  детей…

Маленькая девочка, стоящая рядом, протискивается вперед, услышав про «дедмороза». Мать возвращает ее: все же тут толкуют о взрослом искусстве и не до детских забав.